Житие святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во первых, потому, что в первой половине V века, при импе­раторе Феодосии младшем, устроили во имя их святые храмы, во вторых, потому, что копты, от­делившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать — христи­анка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспита­нием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христиан­ский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхва­ляет апостол Павел: истинная вдовица и уедине­на, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит па­мять ее вместе с ее чадами1. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась вну­шить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она от­дала их в научение грамоте к некоему богобояз­ненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человече­ству, изучали врачебную науку, узнавали цели­тельные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеет­ся, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отяго­щались. Мало того, чтобы быть доступнее для бо­лящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обога­титься или прославиться, но с самою чистою, вы­сокою целью — служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. По­этому они ни от кого никогда не принимали ника­кой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали и верно сохранили заповедь Спаси­теля: болящая исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они ис­целенных ими: чтобы те твердо веровали во Хри­ста, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бес­сребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачеб­ная сила святых врачей. Они не забывали и бес­словесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пус­тыням и лесам, сами отыскивали болящих живот­ных и подавали им исцеление. Благодарные жи­вотные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустын­ное место. Здесь они нашли едва живого верблю­да. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпус­тили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расста­вались друг с другом, вместе молились, вместе хо­дили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил на­рушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей,. чувствуя уже приближение смерти, она вдруг ус­лыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она по­слала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоро­вою. В благодарность за исцеление она готова бы­ла отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и то­гда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за ис­целение. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил свя­той Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумева­ли, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии,— так начал речь бессловесный,— много на­сладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который неко­гда был исцелен святыми. Люди, окружившие те­ло святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман. Ныне Фереман не существует. Он разрушен турками при первых их опустошительных завоеваниях. Православные христиане, чтобы сохранить остан­ки святых, перенесли их в Месопотамию в город Амид (по-турецки: Диар-бекир), где уже был во имя святых бессребреников устроен храм. Там положили они святые мощи их, где находятся они и до на­стоящего времени. Судя по описаниям под­линников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жиз-неописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Источник исцелений, поет Святая Церковь, единаго токмо в лете исцелеваше: храм же безсребреников все множество исцеляет недугующих. Бесконечна есть святых благодать, юже от Христа прияша: темже и мощи их от Божественных силы непре­станно действуют чудесы, ихже и имена, верою призываема, неизцелъныя болезни исцеляют Стихир, на стихов. и «Слава» на Госп. воззв.»

Видя такое неоскудное и неиждиваемое бо­гатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много со­вершено было чудотворений святыми бессребрен-никами. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море .и пересчитать звезды, нежели поведать, все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Свя­титель Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

1. В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покрови­тельством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак,  который ты  верно узнаешь,   что  он  мой». Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал ме­ня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожа­тый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в лю­дях веру в покровительство святых бессребрени­ков.

И вот, как только приехали они в дикое, пус­тынное место, дьявол столкнул женщину с осли­цы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: «Святии Космо и Дамиане, по­могите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух уз­нал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только про­сила сказать, кто они, спасители ее? «Мы,— отве­чали святые,— Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

2.  Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя бы­ла услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо воз­ложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

3.   Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, при-шел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления, Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его да­же готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодей­ственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого неду­га. В ночном видении они возвестили, чтобы ищу­щий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употреб­ления мяса. Больной с радостью принял это пред­ложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чуд­ных врачей, с радостию пошел в дом свой.

4. Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена, немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их,  когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с по­ющими начала петь Трисвятое. Пораженная не­обыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребре­ников.

5. Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса, языческим богам, впасть в тяж­кий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя мно­жество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помилова­нии.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а дру­гими послан. Мы не Кастор и Поллуке, но рабы Христа — бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Влады­ку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, по­знал Бога истинного, непрестанно взывал к свя­тым о помиловании и дал обет принять христиан­скую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное из­бавление. Исцелевший исполнил обет свой — при­нял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рас­сказывал всем о чудесах святых бессребреников о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие, из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали хри­стианство.

6. Некто, любитель народных зрелищ, стра­дал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и по­велели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Ко­гда же он и этого не исполнил, явились ему в тре­тий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел испол­нить повеления святых. Наконец, они снова яви­лись ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе непри­ятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубоко­го вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Ес­ли это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запо­здалый на том месте человек. Объясняя его стран­ный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не ве­рили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и по­лучить исцеление. Больной с радостью принял со­суд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребре­ников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исце­лили, и послушанию научили, и от народных зре­лищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребре­никами во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведе­но с греческого, что доказывают многие слова, ос­тавленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бес­сребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействова­ли их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе со­ставилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и цер­ковная им служба, а) В житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в нау­чение грамоте. Этот случай из их жизни изобра­жается и на иконах, б) В церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они осо­бенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая Церковь. Они не только мудрые врачи, но и  мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессреб­реников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о по­хвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и кото­рое, конечно, в память их читалось при богослу­жении. Происхождение его, как думают ученые, русское, потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста, а в конце делается молитвенное к ним об­ращение. Этой молитвой заключаем и мы наше описание их жизни святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного. Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело вра­чевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжа­ние имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и на­чал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Предостоящи и ныне Христови в свете неизреченне, просветита милостию мое омрачение, страсти отженуща, болезни разрешающа, грехи отпустяща, печали отгоняща, мира сохраниша, победу испросяща у Христа правоверному по Бозе князю нашему, молитвою ваю венчайта и си­лою препоясующи треми Собствы в Едином Бо­жестве, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 5

Святи безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

 

КОНДАК, ГЛАС 2

Благодать приемше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложисте, мир исцеляющее чудесы.

 

1    Мать свв. бессребр. Космы и Дамиана, Фео­дотия, почивает в Иерусалимском монастыре св. Феодосия. Указат. святыни Киева. Киев, 1893 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *