итория храма

КОСМОДАМИАНСКИЙ ПРИХОД СЕЛА НЫРЬЯ.

Село Нырья ютится у подножия высокой горы, покрытой в летнее время густо растущим орешником при речке Кня, впадающей в р. Бурец, а эта последняя впадает в р. Вятку.

От города Казани оно отстоит в 110 верст; от уездного города Мамадыша в 80 верстах; ближайшая почтовая станция (село Кукмор) в 18 верстах, ближайшая почтовая пристань – Вятские Поляны находится в 30 верстах.

Название села не русское, хотя на языке местных жителей – вотяков нет слова Нырья. По словам старожилов деревня «Нырья» получила свое название от местечка Нырья, Вятской губернии, откуда выведены нынешние обитатели. ( Нырья – это название племени, т.е. «воршуда» по Атаманову М.Г.) Русские переселились в. с. Нырью сравнительно поздно, в 1875 г. из с. Троицкого Урая, Лаишевского уезда.

В состав Нырьинского прихода входят: 1. село Нырья дд. 2. Кня Юмья,

3. Иштуган Починок, названный так по имени перваго поселенца,

4. Починок Балдыкня,

5. Кузьмесь, прежде состоявший из двух поселков: Верхний и Нижний Кузьмесь. Русские переселились сюда сравнительно поздно, в 1860 г. из деревни Ныртов,

6. Куркино, стоит на высокой равнине; название ея черемиск. Слова «Куркъ» — гора, возвышенность;

7. Биери – (Мало Семенъ. Головнино) в 5 верст; как русские, так и некоторые из татар переселились в 1860 г. из д. Чучи Лаишевского у. Название Бияр, напоминает Биг-ер Бийг-ер (вот.) _ татарин;

8. Крещеный Шемордан; название это в переводе с персидского Шах Мардэн – царь храбрых. Шеморден. Князь Чуратчиков был в 1529 г. в Москве в числе послов. Казанских (Тр. IV Арх. С. I). Крещенным называются в отличие от Татарского Шемордана.

9. Коинсар — Семенъ Головина –в 3 верстах от с. Нырьи.

10. Сабанчино. «Сабан» татар. – плуг, сабанчи – имеющий плуги; другое название «Ата» — лошадь. В последних трех деревнях население состоит исключительно из отпадших в магометанство старокрещеных татар и новокрещеных вотяков. В 1866 г. Сабанчино считалось новокрещенской деревней, хотя там была магометанская мечеть.

До образования самостоятельного прихода в с. Нырье, село и деревни принадлежали к Чуринскому приходу, в описании которого можно находить некоторыя подробности и о Нырьинском приходе.

Священник Мамадышского Троицкого собора протоиерей Дмитрий Пеньковский, ведавший церковным приходом с. Село-Чура, предпослал в Казанскую духовную консисторию рапорт на предмет постройки новой церкви в д. Нырья. Свое решение он мотивирует «отдаленностью при неудобном сообщении для прихожан окружных селений д. Нырья, принадлежащих Троицкой церкви с. Село-Чура» [3]. Казанская духовная консистория совместно с Казанской Палатой государственных имуществ завели дело о построении новой церкви в Нырье и засвидетельствовали об этом в Строительном комитете Палаты. В свою очередь, Палата государственных имуществ уведомляет Д. Пеньковского о том, что постройка церкви в д.Нырья Мамадышского уезда окончательно утверждена Министерством государственных имуществ в 1859 г.; для этой цели ассигновано 2293 руб. 52 копеек и решено об отпуске леса на постройку церкви и домов для притча из казенной Мешабашской дачи, как ближайшей к деревне Нырья.

Согласно указанию Мамадышского уездного руководства, последовавшего на основании предписания Казанской Палаты государственных имуществ от 27 августа 1862 г., Ядыгерскому волостному правлению требовалось определить на какие средства будет содержаться церковный приход и какое название будет иметь будущая церковь. Для этого 17 февраля 1863 г. при Ядыгерском волостном правлении состоялся общий сход домовладельцев Ядыгерской и Старо-Юмьинской волостей Мамадышского уезда. После обсуждения с общего согласия всех присутствующих на сходе был составлен отзыв:

«1. Будущий церковный причт желаем мы содержать, наручи, сбором с них хлеба по одной пудов ржи, по одной пудовки овса, по одной копне соломы, с каждого венца, в год;

2. На постройку для них домов при первом удовлетворительном урожае хлебов на наших крестьянских полях, сделаем мы особое совещание, определим добровольную складку с венцов, или душ хлебом для принятия которого распродажи, — приобретения леса и других требующихся материалов и постройку домов, избраны нами будут тогда особые доверенные, из среды себя, и
3. Церковь для нас должна быть построена в деревне Нырья, во имя святых и чудотворцев бессеребреников Космы и Дамиана, — празднуемых 1-го ноября. В чем и подписуемся. Волостной голова Алексеев, печать приложил».

В отзыве упоминаются имена 82 жителей Нырьи, Починка Балды-Кня, Биери, Шемордана, Кня-Юмьи, Каинсара, Иштугана и Куркина.
Будущие прихожане Нырьинской церкви Ядыгерской и Старо-Юмьинской волостей, а также местные государственные крестьяне и домохозяева, на повторной сходке своим «приговором» и «хотным желанием» решили собрать в течение трех будущих лет, при платеже податей, с 837 душ мужского пола 669 руб. 60 к.

Губернскому инженеру Шиприкевичу, состоящему при Палате государственных имуществ, было поручено Казанской по нормальному чертежу, применительно проекта чертежей № 5 определить удобное место под строительство Нырьинской церкви.

В сентябре 1864 г. протоиерей Троицкого Собора Мамадышского уезда Дмитрий Пеньковский, священник церкви с. Чура Александр Рождественский совместно с гражданским инженером Палаты государственных имуществ Шиприкевичем отвели место для постройки здания Нырьинской церкви «при входе в д. Нырья из соседней д. Кузмесь, как соответствующего храму». Обязанности подрядчика строящейся церкви возложил на себя мещанин Арска Прокофий Григорьев Щелкин.

10 октября 1869 г. в присутствии священника с. Красные Горки Евгения Антинорова, заведовавшего стройкой церкви священника с. Чура Александра Рождественского и доверенных от прихожан д. Кузмесь казенного крестьянина Григория Прокопьева и д. Починок Балды-Кня крестьянина Григория Кузьмина, волостных старшин Ядыгерского волостного правления Тимофея Иванова и Старо-Юмьинского волостного правления Фоке Филиппова, под ведением которых состояли прихожане вновь образованного Нырьинского прихода, был подписан акт, засвидетельствовавший завершение строительства церкви д. Нырья «вчерне», имеется ряд недостатков, связанных с нехваткой лесоматерилов и денег.

Нырьинский храм и колокольня были выстроены на каменном фундаменте согласно утвержденному чертежу, применительно проекта №5 и заключенному с подрядчиком П.Г. Щелкиным условию. Последнему за работу «в уплату рядовой суммы» было выдано 650 рублей серебром.

Последующие 2 года был построен иконостас, приобретены иконы и колокола. Следует отметить, что непосредственное благотворительное участие по устройству Нырьинской церкви принимал купец 1-й гильдии г. Мамадыш Никонор Иванович Щербаков. Священник Евгений Антиноров писал о нем так: «Прекрасный иконостас, вызолоченный на полимент, вместе с святыми иконами, потом — печи, и, наконец ныне (в течение 1870 г. — В.Б.) приобрёл за свой счет всю церковную утварь, ризницу и колокола»

Церковь имела центральные ворота и с четырех сторон квадратом была окружена железной оградой, возведенной на каменном фундаменте, с опорными по четырем углам каменными столбами.

Главную восточную часть внутреннего пространства церкви заполнял алтарь. Он отделялся от общего помещения позолоченным иконостасом.

Перед алтарем по обеим сторонам отводилось место (клирос) для певчих на возвышении. Посредине алтаря находился престол и жертвенник.

Голландская печь, которую топили дровами, стояла сбоку, возле северной части алтаря. Здание имело 12 больших окон. Внутри его размещались 8 слуховых окон и небольшое помещение (ризница) для хранения риз и церковной утвари.

Крупными постройками из дерева были четыре надземных дома с подпольными ямами для церковного причта (священника и причетников).

18 июня 1871 г. в присутствии станового пристава, двух священников и двух дьяконов, а также большого числа русских, крещенных татар и вотяков совершалось богослужение.

На другой день, в 8 часов утра, «звук переменных колоколов возвестил о начале торжественного богослужения и призывал всех к торжеству освящения храма».

Священник Михайло-Архангельской церкви с. Красные Горки Мамадышского уезда Евгений Антиноров в своем рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому Антонию (Амфитеатрову) сообщил, что 19 июня 1871 г. им совершено освящение в д. Нырья, храма, построенного в честь святых чудотворцев и бессеребреников Козьмы и Дамиана.

Нырьинский приход был принят в ведение 2-го благочинического округа Мамадышского уезда. Благочинному полагалось быть в с. Тавели Кабык-Куперской волости. Им являлся священник церкви этого села.

С 31 октября 1871 г. священником во вновь открытой Нырьинской церкви становится Андрей Афанасьев Пактовский (1832 г.), который окончил Казанскую духовную семинарию (1856), состоял помощником наставника Красногорского училища (1866). Дьякон — Иван Орфинов.

В связи с завершением строительства церкви и вводом ее в действие деревня Нырья получила статус села.

До 1878 г. храм стоял в том виде, как был построен. В 1878 г. храм быть обшит тесом; в 1887 г. тесовая крыша заменена железною — на средства заштатного псаломщика села Чуры Павла Гаиева, стоимость которой определяется в 650 руб.; в 1895 г. наружные стены храма и кровля выкрашены маслянной краской на средства прихожан (около 300 руб.); в 1899 г. храм оштукатурен внутри и окрашен, краской на клею на средства прихожан (409 руб. 63 коп.) и пожертвование О. Иоанна (Кронштадского -100 руб.). Нырьинский храм за время его существования из Казанских Архипастырей посетили трое: Викторин (Любимов Валентин Дмитриевич), Сергий (Соколов Иван Иванович) и Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) епископы Чебоксарские, Викарии Казанской Eпapxии. Последний был в с. Нырье в 1899 году, первый, вероятно в 1874 году. Храм имел форму правильного креста; в нем было 12-ть окон по 6-ти окон в каждом ярусе, причем, окна на втором ярусе меньшего размера. В одной той связи с храмом стояла двух ярусная колокольня. Купол над храмом глухой шатровый на четыре ската. Кресты над куполом и колокольней деревянные, обшитые белой жестью, На колокольне было пять колоколов. Внутри храм представлял собой правильный четырехугольник, отделяясь от Св. Алтаря двухъярусным иконостасом, устроенные по греческому стилю с иконами греческого письма.

С 1873 г. (по 1917 г.) Козьмодемьянская церковь с. Нырьи стала вести метрические книги, выданные Казанской духовной консисторией для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших сельчан своего прихода.

Притч в с. Нырье состоял и состоит из священника и псаломщика.

Священниками были: 1. Андрей Афанасьевич Пактовский с. 1870 года по 1876-й год

2. Александр Николаевич Кремков с 1876г по 1878 г.

3. Петр Александрович Нечаев с 1878 по 1882 г.

4, Захарий Иосифович Пахаров (1853-1883) с 1882 г. по 1883 г.

5. Иоанн Матвеевич Шалафаев (1852-1894) служил с1883 по 1894 г.

6. Михаил Глебович Ляпидовский с 1894 по 1895 г.

7. Макарий Емельянович Емельянов(1857). с 1895г.

8. Василий Григорьев Григорьев (1878-?) с 1907 г.до 1920 г.

9. Сергий Нестеров (1886-1930) с 1920 г.

Сверхштатный дьякон Игнатий Ефимов Ефимов (1864).

Дьякон Иван Николаев Аполинариев.

Дьячек Петр Николаев Аполинарьсв.

Псаломщики: Иван Александрович Орфинов 30 ноября 1871 по 17 окт. 1876 г.

2. Захар Осипович Пахаров с 18 окт. 1876 по 3 мар. 1877 г.

3 Дмитрий Петров Петров с 3.03. 1877 по 1882 г.

4 Николай Емельянов с 22 фев. 1883 г. по 1884 г.

5. Димитрий Ильин Крылов с 11.08. 1884 г. по 21 августа 1897 г

6. Илия Иванов Куницын с 21.08. 1897 по 5.03. 1898 г.

7. Алексей Петров Афонский с 5 марта 1898г.

Псаломщик Григорий Степанов Смирнов (1872-1905).

Псаломщик Михаил Алексеев Муравьев.

Исполняющий обязанности псаломщика Николай Иванов Иванов (1880).

Псаломщик Николай Макариев Тычкин.

Священнослужители Нырьинской церкви и члены их

семей:

Сверхштатный, исполняющий должность псаломщика, а затем священник, Захар Осипов Пакаров (1853-1883).

Законная жена его Наталья Иванова (1855) и сын их Михаил (1877).

Он был определен 1872 г после успешного окончания КЦКТШ в Нырьинское однокласное училище. Он родился в 1852 г. в д. Малые Лызи Балтасинской Волости Казанского уезда, в вотской крестьянской семье. После окончания Мало-Лызинского начального училища обучался в Казанской Центральной Крещено-татарской школе.

Будучи учителем в Нырьинском училище, Захарий Пакаров исполнял сверхштатную должность псаломщика церкви, а с 18 октября 1876 г. по 3 марта 1877 г. штатную должность. За год до смерти он получает сана священника. Захарий Пакаров скончался на 32 году жизни 12 марта 1883 г. от чахотки. Похоронен он на приходском кладбище.

Кремков Василий, священник, переведен из село Чура (кряшенское село)

Священик Петр Александров Нечаев.

Законная жена его Анастасия Петрова.

Дети их: Александр (1879), Серафима (1880) и Варвара (1881).

Иерей Иоанн Матвеевич Шалафаев (1852-1894) г. из кряшенских священников, год рукоположения 1883. Законная жена его Анна Филипова.

Дети их: Феодосия (1883-1885), Корнелий (1885), Агания (1887- 1888), Мария (1887), Варвара (1888-1890) и Николай (1891-1893).

Макарий Емельянович Емельянов(1857). Законная жена его Иустиния Димитриева.

Дети их: Александр (1899), Владимир (1901) и Константин (1903).

Псаломщик Дмитрий Ильин Крылов (1854).

Законная жена его Екатерина Федорова.

Дети их: Трофим (1884-1886), Григорий (1886-1887), Сергей (1887), Александр (1889), Ирина (1891), Иоанн(1895), Мария (1897), Василий (1877). Василия жена Вера Петрова (1877). Год рукоположения 1906 г. служил в с. Урясь Уча (Танькино), затем в с. В. Шунь. Долгое время был учителем. В списках священнослужителей 20 гг. не значится.

Иерей Василий Григорьев (1878) с. Нырья, Мам. у. на 1920 – в с. Абди, Мам. у. год рукоположения 1907г., из кряшен.

Законная жена его Анна Кирилова.

Дети их: Викторина (1908-1910), Галина (1909-1912), Любовь (1910), Раиса (1911), Ольга (1913), Елена (1915) и Надежда (1916).

1920 году переведен в с. Абди, Мамадышского уезда. По словам старожилов о. Василия провожали на 12 повозках.

Сергий Нестеров (1886-1930) с 1920 г. переведен с с. Яныли, Мам. у. в с. Нырья, Мам. у. Год рукоположения 1917.

Родился в 1886 г., Рыбно-Слободский р-н, д. Бердибяково; кряшен;

По рассказу Марии Петровой из д. Балдыкни, о. Сергий приехал в деревню, проехал по всей улице, но никто не открыл ворота, все закрылись. Он остановился в конце деревни, долго стоял, ожидая, не выйдет ли кто нибудь, не принесет ли кто что-то. Но никто ничего не принёс, он повернул повозку, так же медленно уехал из деревни. Так как семью нечем было прокормить, он вынужден оказался уехать из прихода. По словам Татьяны Артемьевой, батюшка уехал возле д. Старой Кня- Юмьи. Они видели как он шел в д. Коинсар по горе. На одном месте он остановился, немного посидел, смотрел на округу и отправился быстрыми шагами дальше. Жители видели, и говорили , что это наш батюшка уезжает.

Из книги памяти РТ: Нестеров Сергей Нестерович, арестован 5 марта 1930 г. Проживал: Кукморский (Заинский) р-н, п. Кара-Елга..

Приговорен: тройкой ГПУ ТАССР 5 апреля 1930 г., обв.: 58-11. («участник к/р группировки, антиколхозная, религиозная агитация»).

Приговор: ВМН Расстрелян 12 августа 1930 г. Место захоронения — в г. Казань. Реабилитирован 25 июля 1989 г.

Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Фамилия его выбита на стелах Мемориала расстрелянным — жертвам политических репрессий на Архангельском кладбище г. Казани. Под № 1299 Нестеров Сергей Нестерович 1886 12/08/30

Матушку звали Анастасия, дети: Валентин 1925 года, Юрий и младший Михаил. Правнучка живёт в п. Шемордан.

Вольнонаемный причетник Николай Емельянов Емельянов (1859). Второбрачен. Законная жена его Пелагея Стефанова (1871). Дети их: Иоанн (1900), Илья (1906) и Павел (1900) от 1-го брака.

Сверхштатный дьякон Игнатий Ефимов Ефимов (1864).

Законная жена его Анна Павлова.

Дети их: Екатерина (1897) и Георгий (1900).

Псаломщик Илья Иванов Куницын. Законная жена его Алолинария Иванова. Дети их: близнецы Михаил и Иоанн (1898).

Псаломщик Григорий Степанов Смирнов (1872-1905). Законная жена его София Петрова Петропавловская. Сын их Иоанн (1902).

Псаломщик Михаил Алексеев Муравьев. Законная жена его Параскева Алексеева. Сын их Алексей (1907).

Дьякон Иван Николаев Аполинариев. Законная жена его Анна Давыдова. Сын их Евгений (1908).

Дьячек Петр Николаев Аполинарьсв. Законная жена его Параскева Герасимова. Сын их Александр (1909).

Исполняющий обязанности псаломщика Николай Иванов Иванов (1880). Законная жена его Мария Сильвестрова. Сын их Афанасий (1911).

Псаломщик Николай Макариев Тычкин. Законная жена его Феодора Александрова.

Сын их Александр (1913).

Из числа церковных старост оставил о себе память только Николай Львов Жуков, прослуживший в должности старосты 10 лет с 1885 до 1896 года. В разное время Жуковым пожертвовано на украшение храма свыше 200 руб.

Из числа поименных священников дольше других прослужил о. Иоанн Шалафаев. За десятилетний период своего служения в с. Нырья он проявил себя ревностным миссионером. О тех, которые прослу жили по году, нечего говорить. Кратковременность их службы в Нырьинском приходе могла служить не к пользе, а к вреду инородческой миссии.

Притч получал жалованье: священник 160 руб., псаломщик – 40 руб., с 1898 г. священник 300 руб., псаломщик 100 руб. В пользовании притча имеется 49 десятин земли. Как священники так и псаломщики живут в общественных домах.

О прихожанах

Население Нырьинского прихода состоят из 2100 душ обоего пола; в том числе вотяков из 1328 душ состоящих в 1881 году от Православия вотяков и татар 466 душ, старокрещенных татар — православных 75 душ ; русских православных 230 душ.

Как видно из вышеприведенной статистики преобладающей народностью Нырьинского прихода являются вотяки. Помимо крещеных и отпадших вотяков, в приходских деревнях много вотяков язычников. Русские с вотяками живут в с. Нырье в д. Кузьмесь, Куркино и Иштуганове Починке; в дер. Биери русские живут совместно с татарами. Кня-Юмья и Починок Балдыкня исключительно вотяцкая деревни, Крещен. Шамордан Каинсар и Сабанчино — татарская.

Обрусения инородцев, тоесть знание русского языка, при благоприятных условиях можно ждать только в будущем: эта перемена может зависеть от неусыпной энергии приходского духовенства и широкого развития грамотности, которой не чуждается, как вотско-православное, так и вотскоязыческое население, и теперь отдающее долю уважения православному духовенству.

За последнее время наблюдается тяготение вотяков к храму; это доброе направление можно отчасти объяснить развитием грамотности. Посты, установленные Православною церковью, исполняет большая половина вотяков, многие из них говеют приобщаются Св. Таинств в Св. Четыредесятницу. Храм особенно усердно посещается в новый год, в Рождество Христово, Крещение Господне, Воскресение Христово, в неделю о Фоме, Троицын день в день памяти Св.Первоверховных Петра и Павла, в дни празднования Казанской божией Матери 8-го июня и 22 октября в день памяти Св. Пророка Илии, в дни празднования Св. Николая Чудотворца и в престольный праздник Космы и Дамиана.

Сев ярового и озимого хлебов обыкновенно предваряется крестным ходом в поля.

Обращение язычников в христианство, после открытия Нырьинского прихода шло медленно. Главной причиной малоуспешности распространения христианства служит близость татарских селений. Татарские муллы всячески стараются убеждать вотяков язычников не принимать Православия. Вторым препятствием служило отсутствие грамотности среди вотского населения прихода. Тоже нужно сказать и о причинах отпадения. Отпадение старо-кр. Татар в дд. Шемордане и Кансаре – всех поголовно и 5-душ в д. Сабанчине произошло в 1881 году. Массовое отпадение объясняется тем, что все рабочее население этих деревень имела заработок в татарских Шеморданских овчинных заводах, где муллы энергично подготавливали почву для отпадения.

Средств борьбы с мусульманской пропагандой у православного духовенства было не много, между тем мусульмане не щадили ни материальных средств, ни нравственных сил для совращения язычников и бывших своих единоверцев в мусульманство.

Теперь, благодаря богослужению на родных инородческих – вотском и татарском языках и проповедях на паремиях, понятных инородцам, и братским школам можно надеяться, что печальных явлений массовых отпадений не будет.

Ныне в районе Нырьинского прихода через каждые три года в июле месяце происходит общественное вотско-языческое моление, привлекающее массу окрестного населения.

Июльское вотско-языческое торжество продолжается 12 дней; за это время приносится в жертву до 39 баранов, 3 или 4 лошади и столько же коров. Этот общественный праздник по вотски называется «меренъвось» (общественное моление), по татарски «аккошъ ныляус» (лебединое моление). Для праздника вотяки привозят пару лебедей и держат их все время в керемети. По окончании жертвоприношения, лебедям на шеи привязываются кольца и серебряные монеты; затем сажают лебедей в кибитку и везут до реки Вятки, где отпускают их на свободу. Происхождение лебединого моления, по преданию вотяков, объясняется так: в одно из молений к вотякам в Нырьинскую киреметь прилетели 2 лебедя и приняли участие в молитве, выражая это поклонениями своих голов. Понятно, что торжественное и многолюдное моление производит впечатление даже на крещенных инородцев и служит соблазном для неукрепившихся в христианстве.

Несколько подробнее моление булда описано А. И. Емельяновым: «Наибольшей известностью в Елабужском уезде пользуется роща в деревне Бусурман-Можга, где бывает так называемое моление «Булда вќсь» и священная роща в деревне Нырья Мамадышского уезда. Одиннадцать деревень принимают участие в молении. Мольбище огорожено, в него ведет лишь одна дверь с западной стороны. Жрецов во время моления бывает трое; жертвенные животные — жеребец, черный бык, рыжая телка и пара гусей.

Еще большую торжественность имеет моление в д. Нырья, где кроме вотяков Мамадышского уезда принимают участие и жители Вятской губернии. Священная роща здесь расположена на склоне холма в живописной местности. Посередине возвышается старый дуб, кругом его расчищенная поляна, по краям которой также растут дубы. Роща обнесена изгородью и заботливо охраняется. Двери, ведущие в нее, отпираются только один раз в три года, причем особыми молитвами и жертвами спрашивается на это разрешение. В прежние времена моление длилось четверо суток: днем молились, ночью ели жертвенное мясо и жгли кости. Для моления даже приобреталась пара лебедей; этим птицам вотяки кланялись в землю и по окончании моления отпускали их на волю. При этом несколько человек отправлялись их провожать до берега Вятки или Камы. Провожатые должны были упрашивать и задаривать береговых жителей, чтобы те не трогали священных птиц, так как лебеди, по мнению вотяков, молятся за них Богу, испрашивая счастья и урожая. Число животных, приносившихся в жертву на Нырьинском молении, по словам одного этнографа, доходило до 60 голов. Жер­твовались четыре пары лошадей, пара быков и коров, около 50 овец и баранов. По словам другого этнографа, число животных было еще больше, а именно, не считая быков, одних только коров приносилось до 80 голов, столько же лошадей и мелкого скота. Существовали также и денежные приношения, в роще находилась пустая липа, куда молящиеся опускали монеты1.

Экономический быт Нырьинских прихожан ухудшается вследствие недородов хлебов последних лет. Большим подспорьем в домашнем обиходе Нырьинцам служит валяние теплой обуви, которым занимается большая половина населения.

Первые ростки просвещения в Нырье были тесно связаны с деятельностью православной церкви. По уставу каждый церковный приход должен был иметь свое приходское училище, и все расходы по содержанию народных училищ возлагались на них.

После ввода в действие Козьмо-Демьянской церкви, 1 ноября 1871 г. в Нырье было открыто начальное народное училище. В официальных документах правительства оно значится как одноклассное министерское сельское училище и находится в непосредственном ведении Министерства народного просвещения через Мамадышское Отделение училищного уездного совета. Школьное здание, построенное в 1886 г. на средства церковного прихода, было введено в эксплуатацию при Игнатии Ефимове.

В 20-е гг. XX в. Нырьинская церковь прекратила функционирование. Внутреннее убранство церкви было переоборудовано в школьные классы. В 1930 году огромный железный крест над куполом здания и колокола были сняты и куда-то отправлены. Иконы перекрасили и сделали доски для писания. Но через некоторое время на них появлялись лики святых, тогда их опять красили.

По словам старожилов, все те, кто участвовал в разрушении храма, умерли, или не вернулись с войны 41-45 года. Если и остались живы, то их семьи живут в очень неблагоприятных условиях.

В 1994 г. в декабре православные жители близлежащих сел провели собрание. Они избрали приходской совет, и просили Сельский Совет, в ведении которого был бывший храм, передать его верующим. В 1995 г. с благословения правящего архиерея Анастасия и по решению Администрации Кукморского района храм был передан верующим.

Летом 1995 г. начались реставрационные работы. 18 июня 1995 года впервые в храме иеромонах Владимир (Трофимов) совершил молебен. 9 июля, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, впервые совершил литургию ахимандрит Герман, в то время иеромонах Герман (Кузьмин). Как благочинный, он совершал литургию в храме на каждый пост по несколько раз. В апреле 1996 года, перед Пасхой, назначили настоятелем отца Сергия (Егорова). Службы проводится стали постоянно. В конце осени о. Сергий уехал. 1997 году Отца Германа назначили настоятелем Седмиезерной пустыни. На службы стали приезжать священники из Седмиезерного монастыря: священноинок Акакий, священноинок Агафон, иеромонах Сергий, иеромонах Василиск, иеромонах Сафроний, иеромонах Стефан. 5 мая 1998 года к нам назначили священника о. Алексея (Усанова). Он прослужил до 15 февраля 1999 года и уехал, как он говорил по приглашению в Тверскую епархию. 31 марта назначили о. Димитрия Сивагина, но он служил одну литургию 10 апреля, и не стал ездить к нам. В апреле 2000 года назначили о. Александра (Кривова). Он жил в д. Старая Кня Юмья у прихожанки. Осенью он тоже перестал приезжать. Когда не было священников, в храме по праздникам и по воскресным дням читали: в субботу вечером 9-ый час, вечерню, утреннюю и 1 час без ектений. В воскресенье читали часы и обедницу, а затем какой-нибудь акафист. В ноябре 2001 году, после хиротонии старосты храма Леонида Прокопьева во священника, назначили его на настоятельское место. За время его службы были три раза обновлён иконостас, построена колокольня и зазвонили новые колокола. 2003 году покрасили храм в зеленый цвет, заасфальтировали дорожку вокруг храма. В 2007 году установили 3 пластиковых окна, а затем еще три. Сделали пристрой к храму с южной стороны, покрыли железной черепицей весь храм. В 2010 году построили пристрой к храму с северной стороны, провели отопление. 30 октября 2008 году при стечении многих прихожан и в сослужении местных священников: протоиерея Павла, иерея Гурия, иерея Филиппа, и протоиерея Сергия, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил освящение престола.

2011году «Агрофирма Рассвет» перечислила деньги на изготовление двух крестов и двух луковиц, покрытых нитридом титана на храм. За что благодарны председателю колхоза Хабибрахманову Газинуру Хакимовичу и управляющему Михайлову Леониду Моисеевичу. Своими силами построили два шатра, и 1 июля поставили 60 тонным краном из п. Шемордан, которую любезно предоставил Шеморданская компрессорная станция во Славу Божию. Крановщик Павел с ювелирной точностью установил шатры, луковицы и кресты на место.

1-го июля по новому стилю (18 июня по ст.стиль.) 2011 года исполнялось 140 лет освящению престола. На это знаменательное событие 2-го июля приехал Владыко архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, и служили в сослужении соседних священнослужителей соборно литургию. Приехали благочинный протоиерей Сергий, иерей Гурий из В. Полян, иермонах Василиск из Арска, иерей Филипп из с. Чуры и иерей Михаил из п. Шемордан. С Владыко приехал игумен Питирим из Казанско-Богородицкого мужского монастырья. После Литургии с приветственным словом выступил Владыко Анастасий. Он вручил настоятелю храма иерею Леониду медаль «святителя Гурия Казанского» и икону. Затем был дан обед в пристрое храма.

Богослужения совершаются по праздничным и воскресным дням, а также по просьбам прихожан церкви. На Рождество, крещение и Пасху ночные службы. Требы совершаются в любые дни по требованию прихожан.

Недалеко от храма в с. Нырья, имеется источник освященный в честь Николая Чудотворца.

Около деревни В. Кузьмес имеются источники: 1. освящен в честь пророка Ильи.

2. в честь Николы Чудотворца, но он в запущенном состоянии.

Используемая литература

1. Беркутов В.М. Нырьинская старина в облике Кукморского региона

2. Износков И.А. Список населенных мест Казанского уезда, с кратким их описанием. — Казань, 1885.

3. Владыкин В.Е. «МОН» Ижевск Удмуртия 2003

4. Емельянов А. И. Указ. раб. С. 98—99.

5. НА РТ, ф. 4, оп. 1, ед. хр. 5573. О строительстве новой церкви в деревне Нырьи Мамадышского уезда. 11.07.1860 — 06.09.1871.

6. НА РТ, ф. 4, оп. 107, ед. хр. 22. Рапорты благочинных с ведомостями об учащихся и учениках церковно-приходских училищ по Казанскому, Лаишевскому, Царевококшайскому, Мамадышскому и другим уездам Казанской губернии. 1875 г.

7. НА РТ, ф. 4, оп. 132, ед. хр. 59. Клировые ведомости г.Казани и его уезда, Козьмодемьянского, Лаишевского, Мамадышского уездов за 1900 год.

8. НА РТ, ф. 4, оп. 138, ед. хр. 26. Клировые ведомости о церквях г.Казани и его уездов, Козьмодемьянского уезда за 1906 год.

9. НА РТ, ф. 92, оп. 1, ед. хр. 10465. Об учреждении инородческих училищ в Казанском учебном округе, от 20.02.1871 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *